Школа № 1
Пензенская область г.Сердобск, ул.Саратовская, 92

<<Чат>> << Гостевая книга>> <<Форум>> <<Опрос>>

_____________________________________________________________________
Главная
Фотографии_____________
Новости________________
Рисунки учеников________
Работы учеников_________
Работы учителя __________
Информационная справка__
Национальный проект_____
Публикации_____________
Школьная газета ________
добавить информацию
e-mail и ICQ учеников и учителей школы № 4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работы учеников:


М.Ю. Лермонтов - поэт, прозаик, драматург, родился в 1814 году. Его отец - Лермонтов Юрий Петрович был родовитым обедневшим дворянином, а мать Мария Михайловна происходила тоже из знатного рода Арсеньевых. Детство Лермонтов провел в родовом имении Тарханы Пензенской губернии. Сюда полугодовалого Мишу привезли родители из Москвы весной 1815 года.
Детство поэта было одновременно счастливо и несчастливо. Под одной крышей сошлись очень несходные характеры: мечтательная, кроткая Мария Михайловна, властолюбивая бабушка Елизавета Алексеевна и добрый, но вспыльчивый Юрий Петрович. Бедная Мария Михайловна, оказавшаяся между двух огней, не выдержала и сгорела как свечка. В неполные 22 года она умерла от чахотки. Маленькому Мише было всего 2 года и 5 месяцев. Мальчик не запомнил мать, но в его детском воображении глубоко запечатлелась сцена прощания. В поэме "Сашка" Лермонтов передал ее:
Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что чадили,
И прочее.. .и что закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье,
И что когда последнее лобзанье
Ему велели матери отдать,
То стал он громко плакать и кричать...

Похоронив жену, Юрий Петрович через 9 дней покинул Тарханы. Он возвратился в свое маленькое, не разделенное с матерью и сестрами имение Кропотово В Тульской губернии. Он еще не знал, что у него собираются отнять и сына. Начинается ожесточенный спор за ребенка. Арсеньева ставит ультиматум: или Миша поедет в Кропотово и тогда станет бедным дворянином, или он до совершеннолетия останется у бабушки и будет единственным наследником Тархан. Победили деньги.
Бабушка не позволяла зато видеться с сыном. Мальчик тяжело переживал разлуку с отцом. Ссоры между родными, близкими людьми воспринимались ребенком как трагедия; семейной драмой омрачнены самые первые воспоминания детства. Боль, затаившаяся в детском сердце, вылилась из-под пера юноши на бумагу в драмах "Люди и страсти", "Странный человек".
В отроческие годы Михаил стал чаще видеться с отцом, но в 1831 году тот скончался. На его смерть Лермонтов откликнулся стихотворением:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;

Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих причиной!

Лермонтов тяжело переживал раннюю смерть родителей.
Зато бабушка души не чаяла в мальчике и окружила его всевозможной заботой. Сделала все, чтобы внуку не было скучно. Вместе с Лермонтовым в Тарханах воспитывались его сверстники - дети из семей родственников и друзей.
У мальчика было несколько гувернеров, но самым любимым был француз Жан Капэ, бывший сержант наполеоновской армии. Так же были немка и даже грек, но греческий язык пришелся не по вкусу Мишелю, и уроки его были отложены. В 10 лет Лермонтов знал французский и немецкий языки в таком объеме, что мог оставить на этих языках автографы. В 13 лет Миша особый интерес проявил к истории, этому способствовал Жан Капэ, особенно его интересовала история Франции.
Юный Лермонтов хорошо научился играть на флейте, скрипке и фортепиано, хотя уроки музыки ему не нравились. Зато мальчик имел большую любовь к рисованию. Известны его детские акварели "Пейзаж с березами", "Древняя рать", "Кавказский пленник". Рисунки Мишеля отличались четкостью и бойкостью карандаша. Биографы Лермонтова утверждали, что талант художника у него был не меньше, чем талант поэта.
Будущий поэт рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка несколько раз возила его на Кавказ к минеральным источникам.


Классная комната в Тарханах, где проходили занятия М.Ю. Лермонтова

Величественная природа дикого горного края очаровала и поразила Лермонтова. Надолго его любимой игрой становится "игра в Кавказ", в альбоме он рисует кавказские пейзажи, лепит их мягкого воска черкесов.
Но особенно удивительной способностью мальчика была склонность к словесности. Ребенок, едва научившись лепетать, любил рифмовать: "пол -стол", "кошка - окошко". Михаил рано ощутил в себе поэтический дар, чтобы выразить свой внутренний мир в детстве слова и выражения он искал у Пушкина и Байрона.
Бабушка изредка ездила с внуком в Москву. В одну из таких поездок Лермонтов побывал в опере, посмотрел волшебную сказку "Невидимка". Вероятно, она произвела на него большое впечатление, и мальчик увлекся кукольным театром, для которого сам делал марионетки и сочинял пьесы.
Обучение в Тарханах было столь успешным, что после предэкзаменационной подготовки в Москве Лермонтов смог поступить сразу в 4 класс университетского Благородного пансиона.
Взрослея, мальчик все больше начинает интересоваться своей родословной. При поступлении в пансион в 1828 году он пишет свою фамилию через "а" "Лермантов", возводя свой род к испанскому герцогу Франсиско Лерме и фантазируя на испанские темы. Но вскоре "а" заменяет на "о", считая, что родоначальником фамилии был шотландец Георг Лермонт, перешедший на русскую службу в 1613 году. Романтически настроенного подростка взволновало это известие. Страна предков Шотландия надолго заняла его воображение, и тяга к ней наиболее полно передана в стихотворении "Желание", которое иллюстрирует картину шотландского замка:
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.

Сейчас учеными достоверно подтверждена вторая гипотеза родословной поэта.
По материнской линии Лермонтов происходил из старинного русского степного дворянства. Добрую половину Пензенской губернии занимали поместья его ближайших родственников - Арсеньевых, Столыпиных, Верещагиных. Из православного рода Столыпиных происходила его бабушка. Её родной брат был видным государственным деятелем, сподвижником реформатора М.М.Сперанского. А Петр Аркадьевич Столыпин - губернатор Саратова, а позже премьер-министр Николая II приходился поэту троюродным братом.

Иошкина Анна 5А класса

_________________________________________________________________________________________


В XX столетии город расширил свои границы, и его население увеличилось (к 1897 году - 12 452 жителя). Соборная церковь уже не могла вместить всех прихожан. Видимо, поэтому и потребовалось строить новый храм. Саратовская епархия вместе с земской и городской управами решили, что он должен иметь лучшую архитектуру. С этой целью был создан строительный церковный комитет, возглавляемый председателем К. В. Кузьминым. Архитектором был приглашён Алексей Маркович Салько, построивший в Саратове много частных и административных зданий улучшенной архитектуры. Им был построен также грандиозный собор в честь святого равноапостольного князя Владимира. Проект этого собора послужил впоследствии основой для строительства Михаил о - Архангельского собора в Сердобске. По мере надобности А. М. Салько приезжал на строительство и давал необходимые указания. Заключив договора с поставщиками, уже в конце 1894 года на строительство стали поступать необходимые материалы. Местные заводчики: О. Лунев, И. Ангалычев, Я. Песков, В. Усков, А. Нестеров поставляли кирпич отличного качества.

По железной дороге через Саратов поступал крупный камень из Липецка от известного в России заводчика М. Расторгуева. Московские промышленники поставляли цемент - портланд в бочках, известь в мешках и тёсаный камень. Весной 1895 года началось рытьё котлована под здание. Но вдруг на некоторой глубине были обнаружены человеческие кости, вероятно, происходящие из могил священнослужителей старого храма.
Обнаруженные при рытье фундамента кости и черепа находились в дубовых колодах. В некоторых из них лежали большие женские косы, которые на воздухе рассыпались. Гробы-колоды были выдолблены из дуба, по фигуре покойников, с очертаниями для головы, плеч, туловища. Найденных гробов было много, но, вероятно, ещё больше их оставалось под землей, где они не были задеты работой по рытью котлована. Немалое количество гробов объясняется тем, что церковь Михаила Архангела исстари была приходской. В прежние времена под кладбища особых мест не отводили, а покойников хоронили около церквей. Такие кладбища носили название погостов. Преосвященный Николай в 1895 году распорядился захоронить эти останки за городом на православном кладбище.

Строительство шло успешно, никто не чинил этому препятствий. В течение 10 лет оно было окончено. К сожалению, нам известно имя лишь одного строителя собора - Николая Ивановича Грачёва (1884 - 1949). Вероятнее всего, это был авторитетный мастер, принимавший участие и в строительстве женской гимназии (ныне лицей №2).
Храм получился громадный, высотой до крестов более 50 метров. Старожилы рассказывали, что вокруг стен строящегося храма спирально вилась деревянная дорога, а по ней на подводах подвозили строительные материалы. За 10 лет на стройке не случилось ни одного чрезвычайного происшествия. За исключением несчастного случая, произошедшего 29 апреля 1909 года. При росписи икон купола с подмостков четырёхсаженной высоты на каменный пол упал крестьянин Пригородной слободы Андрей Павлович Першин, в возрасте 20 лет. Смерть наступила мгновенно.
По плану строительства нового собора у входных дверей должны быть три портика, один из которых построен с западной стороны в 1907 году. В 1909 году Московские художники закончили роспись внутренних стен орнаментом и картинами. Купцы не поскупились на отделку храма: здесь было художественное литьё резное дерево и золочёные купола.
Собор Михаила Архангела расположен на центральной площади города. За годы "воинствующего атеизма" все соборы были разрушены, сохранился лишь собор Михаила Архангела, так как в 1937 году его приспособили под воинский склад. Еще одной причиной, которая уберегла собор от взрыва, было то, что под храмом залегает море грунтовых вод. После войны собор возвратили верующим, и за несколько месяцев вывезли из него 86 вагонов воинского имущества. В этом помогали прихожане. В 1946 году его пришлось повторно освящать. Первым священником после открытия собора был отец Иоанн Виноградов.


Иошкина Анна 6А класса

_________________________________________________________________________________________________

Сочинение
МОЙ СЕРДОБСК


Сердцу милый уголок
Есть под небом синим,-
Тихий,скромный городок
В глубине России.
Мой Сердобск,моя земля,-
Белые берёзы,
Пуховые тополя,
Утренние росы...
В.Филатова

.
Мне посчастливилось родиться в маленьком скромном городке Сердобске.
Мой город маленький,обычный,
Нет шума здесь и суеты,
Но есть душа,она-первична,
Душа земли,где вырос ты!

Наш город стоит на реке Сердобе. Река щедрая и ласковая, как и все жители моего города. Люди-это главное богатство Сердобска. Здесь живут трудолюбивые, честные, отзывчивые люди. Если у кого-то случается беда, многие спешат на помощь. Потому что в нашем городке не бывает чужого горя. И радость у жителей тоже общая.
А ещё Сердобск красивый город. Здесь есть и многоэтажные современные здания, и низкие деревянные домики с резными наличниками. Особенно красив Сердобсклетом. Кругом много зелени, цветов, аромат сирени, цветущих лип.
...Пленят берёзовая роща
И маем пахнущий родник,
А в лес заботливые птицы
Слетаются со всех концов
Вить гнёзда для своих птенцов.

В центре города есть красивый фонтан. Здесь любят гулять и дети, и взрослые.
Гордость сердобчан - это Собор Михаила Архангела. Он возвышается над городом чудесным каменным цветком и радует нас своей красотой.
Я люблю свой город. Здесь мой дом, семья, верные друзья,школа.3десь улицы, по которым я часто гуляю с друзьями, мои любимые места. Мне хочется, чтобы Сердобск с каждым годом становился лучше. Закончить сочинение я бы хотел словами поэтессы В.Филатовой:
И пусть над речкой Сердобой
Всегда спокойно шепчут ивы,
Я не сменяю город свой
Ни на какой другой - красивый!

Мельников Антон 6А класса

______________________________________________________________________________________


Заметка в газете "Альянс"
1 октября, в Международный день музыки хотелось чего-то особенного. Небо с утра морщилось фугами Баха, днем сквозь смурь небесную каприсами Паганини по-хулигански проглядывало солнце, а вокруг, как в зале концертной, опадающая листва играла Брамса. Слезой изойдешь …
Ожидание особенного оправдалось в выставочном зале Молодежного Дома культуры, где открылась персональная выставка молодых художников Елены и Андрея Вилковых.
Елена, ученица известного в Сердобске художника Василии Шварева уже выставлялась некоторое время назад в Доме Искусств. Любители живописи помнят ее тогдашнюю интересную акварель. И вот новая выставка, новые работы на этот раз написанные маслом.
Всех их, выполненных ею и ее мужем Андреем в течение последнего года, можно условно разделить на две части: сердобские пейзажи и сердобские церкви ( в основном, разрушенные). Особняком стоят три этюда - виды дворца князя Куракина, как предварительный итог творческой командировки молодых художников в разрушенную усадьбу. В запасниках Елены и Андрея подобных этюдов немало, и они пообещали собравшимся на открытии устроить специальную выставку, посвященную усадьбу "бриллиантового князя", построенной знаменитым итальянским Карнеги.
Каждый посетивший выставку, безусловно, найдет что-то близкое для себя в представленной картинах художников Вилковых. Мы же пожелаем Елене и Андрею, чтобы их работы, носящие этюдный характер, переросли в полноценные обширные законченные композиции.


Сочинение.
Мое впечатление от выставки картин семьи Вилковых.
Выставка - это определенный этап в жизни любого художника. Для Лены и Андрея Вилковых персональная выставка является как бы отчетом за проделанную в последнее время работу.
Вилков Андрей родился в 1977 году в селе Варваровка Каменского района Пензенской области. В 2000 году закончил ПХУ им. К.А. Савицкого, отделение живописи у педагога Косырева А.К. Участник городских выставок в марте 2004 года, персональная выставка в городе Самаре.
Вилкова Елена родилась в 1982 году в городе Сердобске. В 1997 году закончила ДХШ у педагога В.Н. Шварева. В 2002 году закончила ПХУ имени К.А. Савинского, отделение живописи у педагога Г.В. Жакова.
Находясь на этой выставке, подолгу стоишь перед картинами Андрея и Лены. От них невозможно оторвать взгляда, они притягивают и завораживают. Поражает умение художников казалось бы из простейшего и малопримечательного пейзажа, сюжета, создать добротную колоритную и запоминающуюся картину. Целый ряд картин посвящен церквям, наполовину порушенным, поруганным, памятникам нашей совести. Смотришь на эти картины и становится грустно, тревожно и одновременно ощущаешь через верно подобранный колорит, композицию иное настроение, будущее возрождение церквей, построенных нашими предками.
Их картины буквально излучают внутренний свет, наполнены воздухом и пространством, привлекают своей безыскусной обыденностью и в то же время открывают волшебство и красоту в повседневном.
Почему же знакомый и даже привычный пейзаж трогает за душу, заставляет трепетать сердце? Художник увидел красоту окружающего мира и заставил нас задуматься о хрупкости и невосполнимости природы и исторических памятников. Человек, вмешиваясь в окружающую среду, разрушает ее, не задумываясь о последствиях. Картины, подобные этим, учат бережно и трепетно относиться к природе, не царствовать над ней, а постараться органически слиться с ней, обретя покой и мир в душе.
О том, что значит Родина для человека, прекрасно сказано в старинной русской поговорке: "Человек без родины - соловей без песни". В самом деле, что может быть печальнее соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Так же и без Родины - опустевшей становится душа человека. У каждого из нас есть край, где все кажется особенным и прекрасным.
Картины семьи Вилковых помогают понять и полюбить окружающую природу, учат читать ее загадочные страницы.
Теперь мне стала понятна фраза - "волшебная сила искусства". И хочется предупредить: "Люди! Берегите все живое на земле!"

г.Сердобск Школа №1 К.Банникова


Сочинение.
На выставке молодых художников.

1 октября в Молодёжном Доме культуры открылась выставка художников Елены и Андрея Вилковых. И мы с классом решили посетить эту выставку. Она состояла из тридцати четырёх работ Вилковых.
В этом маленьком городке, как Сердобск, впервые выставляются работы в таком количестве.
Каждая картина хороша по-своему. Неяркая, но живая и глубокая красота родного края представлена на работах Вилковых. Осень и зима, лето и весна-все нюансы и изменения с любовью прописаны художниками. Их кисть точна, изящна и сильна одновременно.
Моё внимание привлекли картины из серии "Церкви Сердобского района". Елена и Андрей запечатлели церкви Оленичева, Куракине, Зелёновки, Соколки, Карповки, а также роскошный собор Михаила Архангела.
- Мы очень хотели написать эти церкви. Многие из них разрушены. Вдруг это завтра всё исчезнет, и никто больше не увидит этой красоты, - поделился с нами своими мыслями Андрей Вилков.
Также Елена и Андрей хотели сделать цикл работ о Куракинском дворце Это их мечта.
Эта замечательная выставка пройдет в салоне МДК, по словам Вилковых, до Нового года. Поэтому каждый сердобчанин может выбрать время и посетить эту замечательную выставку Вилковых.
Мне очень понравилась эта выставка, и я думаю, что Вилковы удивят нас ещё и ещё новыми работами.

г.Сердобск Школа №1 С.Кулапов

Hosted by uCoz