Школа № 1
Пензенская область г.Сердобск, ул.Саратовская, 92

<<Чат>> << Гостевая книга>> <<Форум>> <<Опрос>>

_____________________________________________________________________
Главная
Фотографии_____________
Новости________________
Рисунки учеников________
Работы учеников_________
Работы учителя __________
Информационная справка__
Национальный проект_____
Публикации_____________
Школьная газета ________
добавить информацию
e-mail и ICQ учеников и учителей школы № 4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работы учеников:



Открытый урок по культуре родного края.
Тема: "А.И. Куприн и Пензенский край"

И во мне течет
пензенская кровь.


А.Куприн.


План урока.


I. Вступительное слово учителя .
- Известный русский поэт Павел Давидович Дружинин, уроженец села Тезикова Наровчатского района, посвятил одно из своих стихотворений А.И. Куприну:


Я с чувством гордости внимаю
Большой мольве о Куприне.
Он мой земляк, я это знаю,
И эта мысль всегда при мне.


Он в Наровчате прожил мало,
Но сохранил к нему любовь,
И о самом себе сказал он -
Течет в нем пензенская кровь.



Наровчат, Пензенская земля - это малая родина Куприна, о которой он всегда вспоминал, к которой мысленно всегда возвращался. И по возвращении из эмиграции даже отметил, что на родине и цветы пахнут по - иному.
От себя хочу добавить что и березы приветливее шелестят своими листочками.
II. Звучит песня "Березы" в исполнении К.Алексеевой.
III. Выступление учащихся:

а) родословная Куприна;
б) о матери;
в) об отце;
г) об основоположнике рода Кулунчаке;
д) жизнь семьи в Наровчате;
е) Куприн - поэт.
IV. Просмотр фильма на видеокассете
"На родине Куприна", созданный Г.А.Козлачковой
IV. Заключительное слово учителя.
- Мы не прощаемся с Куприным.
В 11 классе будем знакомиться с творчеством писателя, о котором Л.Н. Толстой сказал, что считает его "самым талантливым".
Посещение музея Куприна- это новая для нас была тропинка к писателю. И мы гордимся, что Куприн - наш земляк. Побывав в музеях Лермонтова, Белинского, Куприна, хочется воскликнуть: "Как же богат Пензенский край замечательными людьми".


_________________________________________________________________________


Тема урока: "Мой город в стихах местной поэтессы
В. Филатовой".


Мой город маленький, обычный,
Нет шума здесь и суеты,
Но есть душа, она - первична,
Душа земли, где вырос ты.
В. Филатова,


Ход урока.


I.Вступительное слово учителя.
1) В нашем городе живут талантливые люди. Мы с ними встречались, когда ходили в музыкальную школу и слушали их прекрасное исполнение музыкальных произведений на стихи М. Ю. Лермонтова
- Давайте поделимся своими впечатлениями.
Мы восхищаемся работами местных художников, с работами которых познакомились, посетив выставки их работ.
2)- Послушаем, что пишут ваши одноклассники об этих встречах.
(Читаются сочинения учащихся)
3)- Сегодня мы будем говорить о местной поэтессе, о ее книге и стихах. Тема урока: "Мой город в стихах В.Филатовой".
В сборник "Белый угол" включены стихи разных лет. Они о любви к родному городу, Сердобскому краю, природе, к своему маленькому Отечеству.
4) В предисловии В.Филатова пишет, что счастлива, что родилась и живет в маленьком скромном городке с интересным названием Сердобск. Историки и краеведы по-разному объясняют происхождение этого слова, а она трактует его как сердобольное - от слов сердце, боль, душа. С детства любила места, дорогие каждому сердобчанину: "Белый угол", гора "Сазанье", "Майский" родник, "Лысая" гора, микрорайоны "Березки", "Ясенки". Детство прошло в местечке, до сих пор носящем название "Мазановка". Рядом - лес, поля, река Сердоба, "Белый угол".
5) Звучит стихотворение:
"Мазановка"
(Выступления учащихся)
6) - Печататься стала со школьных лет. Первые стихи появились в районной газете, когда училась в 9-ом классе.
II .Презентация книги В.Филатовой "Белый угол".
Стихи написаны для друзей, родных и близких, для сердобчан и посвящены родному городу Сердобску, милому краю, стороне белой, отчего и пришло название - "Белый угол". И никакого другого названия не хотела.
- А почему "Белый угол"?
Сторона моя белая бела от цвета яблонь, вишен в садах, белизны берез, белых ландышей в лесу, белых ромашек на лугу.
"Белый угол" - любимое место сердобчан, усыпанное белым снегом зимой и белоснежным цветом черемухи весной манящей, дурманящей колдовским запахом.
Люди всегда шли сюда, как на очищение, чтобы светом и чистотой наполнить свои души.
Этим названием она хотела сказать, что сердобский край - светлый маленький уголок, "край черемух и берез, этот белый угол - частица большой России. Из таких вот белых уголочков, солнечных и ясных, создавалась наша Русь белокаменная. Так хочется, чтобы белый цвет, символ чистоты, скромности, надежды, радости проникал в сердце каждого человека, очищал души, "чтоб могло над Землею солнце вечно гореть".
III. Конкурс стихов В.Филатовой.
"Белый угол"
"Лысая гора"

- Каждый из нас любит свой край, трепетно относится к местам детства. Но не все пишут стихи, а тем более целую книжку. Это - редкость, а потому еще более ценно. Стихи Валентины Филатовой звучат не только в ее родном городе, но и на всей пензенской земле.
Любому человеку, который услышит ее стихи, станет ближе и родней красивый городок, с такой любовью воспетый поэтессой - сердобчанкой.
IV.Стихотворение "Не позабыть мне"

- Я с детства в город влюблена
И в Сердобу, где ночью летом
В волнах купается луна
Почти до самого рассвета.

Валентина Филатова любит свой город, природу, людей. Есть в ее стихах умиление и сожаление, печаль и восторг. Но главное - это любовь, человечность и страстное желание, чтобы на свете было чисто, честно, красиво. Она человек добрый и скромный.
(Звучит стихотворение "Мне богатства не надо")

Мне богатства не надо,
Ну зачем оно мне,
Разве в этом отрада,
Разве это в цене.

В.Н. Филатова, как любой мирный житель планеты Земля, хочет так мало и так много:


Чтоб могло над землею
Солнце вечно гореть, -
Вот богатство какое
Я б хотела иметь.

V. Песня "Мой город" на стихи В.Филатовой: (Исполняет группа учащихся)
VI. Конкурс юных поэтов. (Учащиеся читают свои стихи).

Домашнее задание:
написать сочинение на тему: "Каким я увидел(а) город в стихах В.Филатовой".


________________________________________________________________________


Культура родного края
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса
Пояснительная записка


Программа рассчитана на 18 часов.
Основная цель элективного курса "Культура родного края" - познакомить учащихся с историческим и культурным наследием родного края.
Задача курса: формирование ценностной ориентации личности, освоение этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих ценностей.
В решении этих задач материал, представленный в программе, позволяет живо прикоснуться к прошлому родной земли, осознать свои корни, прочувствовать преемственность поколений. Посещение государственного музея - усадьбы Белинского, музея - заповедника Лермонтова, музея Куприна, Наровчатского Троице - Сканова монастыря и других памятных мест глубоко и эмоционально воздействует на личность ученика, на становление его духовного мира, пробуждает его творческие способности.
В программе реализуется идея межпредметных связей с историей Отечества, изобразительным искусством, музыкой. В ходе изложения учебно -методического материала делается попытка обобщить и систематизировать накопленный опыт работы с учётом местных условий и требований школьной реформы.
Предлагаемые рекомендации носят ориентировочный характер и оставляют за учителем право использовать их на своё усмотрение с необходимыми дополнениями и изменениями.
Пензенская земля богата литературными памятниками, поэтому не следует искусственно нацеливать внимание на незначительные имена и произведения, отвлекающие учащихся от классики.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно -урочную систему: театрализованное представление, презентация книги, музыкально - литературная композиция, экскурсия и др.
В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, но и видеокассеты "Тарханы с Татьяной Мельниковой" и "Куприн и Пензенский край", научно - популярное издание "Православные храмы Сердобска", фотографии, проспекты и др.
Элективный курс "Культура родного края" предназначен для тех учеников, кто интересуется богатым культурным наследием Пензенского края.

Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление с общей структурой курса, его содержанием, с формами, видами и объёмом самостоятельных и творческих работ. Форма организации работы учащихся в рамках данного элективного курса - лекционные занятия, экскурсии в музеи, на выставки художников, написание сочинений - отзывов, презентация книг, встречи с местными художниками и поэтами, проведение литературно - музыкальных композиций.


Тема 2. Культура Пензенского края первой половины XIX века.
Особенности культуры. Архитектурные памятники народной культуры. Свадебные обряды. Пензенская губерния - "театральная провинция". Церковь - неотъемлемая часть культуры. Зарождение живописной школы. Роман Загоскина "Юрий Милославский". Тарханы и Лермонтов.


Тема 3. Православные храмы - наше духовное наследие.
К 100 - летию со дня открытия Михайло - Архангельского собора. Казанская Заречная церковь. Крестодвиженская церковь. Соборная церковь. Наровчатский Троице - Сканов женский монастырь - исторический памятник каменного зодчества. Управление в монастыре. Святыня обители. Соборный храм с престолами в честь Святой Троицы и Успения Божией Матери.


Тема 4. Русская усадьба и её влияние на развитие российской культуры.
Бытовая культура провинциальной России первой половины XIX века. История Тархан и организация хозяйственной жизни. Размеренность и устойчивость усадебного быта. Моделирование одного дня в усадьбе с привлечением произведений М. Ю. Лермонтова. Вольнолюбие народа и крепостничество. Лермонтовский протест против крепостничества. Обряды и праздники. Система домашнего образования. Провинциальные развлечения и
визиты. Народные гуляния. Истоки общенациональной российской культуры.


Тема 5. А. Н. Радищев. "Нам вольность первый прорицал".

Аблязово - родина писателя. Гражданский и литературный подвиг писателя. Мыслитель - революционер, народолюбец, пламенный патриот. Борьба Радищева с самодержавием исходный рубеж в формировании
революционного самосознания России.


Тема 6. В. Г. Белинский. "Я в мире боец".
В. Г. Белинский - "гордость, слава, украшение русской литературы, пример страстного, беззаветного служения истине, родине и гуманизму".


Тема 7. Куприн и Пензенский край.
Наровчат- малая родина Куприна. Родословная Куприна. Основоположник рода Кулунчаковых. Жизнь семьи в Наровчате. Куприн - писатель. Куприн -поэт.

Тема 8. Знаток русского быта и языка Н. С. Лесков.
Сатирический рассказ "Железная воля". Рассказы "Умершее сословие", "Загон", Разбойник". Автобиографичность рассказов. Изображение Пензенской действительности.


Тема 9. Поэзия Пензенского края.
Литературная школа Дины Злобиной. "Родина", "Я вам хочу напомнить о себе". Глубина духовного мира, самобытность характера, зрелость ума и души в стихах Л. Яшиной. "Улица моя", "Мы все умеем забывать". Тема Родины -главнейшая в творчестве Г. Горланова. "Здравствуй, школа". "Звенят колокола".


Тема 10. Мой город в стихах поэтессы Валентины Филатовой.
Презентация книги В. Филатовой "Белый угол".


Тема 11. Творчество местного художника.
Биографическая справка о художнике. Этюдные работы и натюрморты источник познания всех тайн искусства. В картинной галерее.


Тематическое планирование

№ п/п
Тема
Кол-во часов
Деятельность учащихся
1
Вводное занятие.
1
Тестирование на тему "Знай и люби свой край".
2
Культура Пензенского края первой половины XIX века.
1
Тестирование на тему "Знай и люби свой край".
3
Православные храмы - наше духовное наследие.
Лекция учителя. Доклады учащихся.
4
Русская усадьба и её влияние на развитие российской культуры.
3
Лекция учителя. Беседа. Экскурсия в Собор Архангела -Михаила. Экскурсия в Наровчатский Троице -Сканов женский монастырь.
5
А. Н. Радищев. "Нам вольность первый прорицал".
2
Театрализованное представление "Святки в доме Арсеньевых". Литературно - музыкальная композиция в музыкальной школе. Экскурсия в Тарханы.
6
В. Г. Белинский. "Я в мире
боец".
2
Лекция учителя. Комментированное чтение отрывков из "Путешествия". Посещение государственного музея А. Н. Радищева.
7
Куприн и Пензенский край.
2
Доклады учащихся. Инсценирование эпизодов из драмы "Дмитрий Калинин".
8
Знаток русского быта и языка Н. С. Лесков.
1
Лекция учителя. Доклады учащихся. Посещение музея и памятников культуры на родине Куприна. Просмотр видеокассеты "Куприн и Пензенский край". Конкурс сочинений и Куприне.
Мини - лекция учителя на тему "Пребывание Н. С. Лескова на Пензенской земле". Беседа.
9
Поэзия Пензенского края.
2
Сообщения учеников о поэтах Пензенского края. Конкурс чтецов.
10
Мой город в стихах поэтессы Валентины Филатовой
1
Литературно - музыкальная композиция на стихи В.Филатовой. Конкурс юных поэтов.
11
Творчество местного художника.
1
Посещение выставки картин художника. Написание сочинений.

Литература

Андреев - Кривич С. А. "Всеведение поэта". Москва, 1978 г.
Арзамасцев В. П. "Места, воспетые поэтом". Саратов, 1981 г.
Арзамасцев В. П. "Лермонтов в Тарханах". Пенза, 1975 г.
Выропаев П. А. "Лермонтов. Новые материалы к биографии". Саратов, 1976 г.
Горланов Г. Е. "Литературное краеведение в школе". Саратов, 1988 г.
Горланов Г. Е. "История Пензенского края". Пенза, 1996 г.
"Литература в школе" № 1 1995 г. К 125-летию со дня рождения
А. И. Куприна.
Маркин С. "Православные храмы Сердобска". Пенза, 2004 г.
Марченко А. М. "Михаил Лермонтов. Жизнь и творчество". Москва, 1984 г.
Методические рекомендации по проведению уроков на базе музея
заповедника М. Ю. Лермонтова "Тарханы". Пенза, 1995 г.
Савин О. "Пенза литературная". Саратов, 1994 г.
Фролов П. А. "А. И. Куприн и Пензенский край". Саратов, 1994 г.
Фролов П. А. "Лермонтовские Тарханы". Саратов, 1983 г.
Чекалин С. В. "Знакомясь с биографией поэта". Москва, 1991 г.

Hosted by uCoz